Государственная символика Республики Беларусь

  ru     en     pl  
Электронная торговая площадка Торгибел





Главная  

Стандарты и граждане: содействие развитию общества
On-Line конференция с участием руководителей Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

10.10.2007 10:00 - 11:30


Поздравляем Вас с профессиональным праздником: днем стандартизации! Будет ли на сайтах Госстандарта или БелГИССа предоставляться информация о СанПиНах? Возможно ли в перспективе приобретение СанПиНов в магазине БелГИССа?
ОАО "Минское производственное кожевенное объединение" Минский район - Минский район
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов» и в целях предоставления юридическим и физическим лицам полной, достоверной и своевременной информации о технических нормативных правовых актах на Госстандарт возложен ряд функций, в том числе: - формирование полнотекстового фонда технических нормативных правовых актов (ТНПА) и пополнение его всеми видами ТНПА органов государственного управления; - формирование в Национальном фонде технических нормативных правовых актов компьютерного банка данных о действующих ТНПА; - создание не позднее 16 января 2008 г. Интернет-сайта, обеспечивающего доступность информации о технических нормативных правовых актах, утвержденных государственными органами, кроме случаев, когда в таких актах имеются сведения, составляющие государственные секреты: (сведений об утвержденных, заменяемых технических нормативных правовых актах; утверждающих постановлениях (приказах) и о внесении в технические нормативные правовые акты изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу, источниках официального опубликования (при наличии), о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, распространяющих технические нормативные правовые акты, а также аннотации к этим актам) В настоящее время проводится работа по реализации Указа президента № 318: подготовка Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Национальном фонде ТНПА» и «Порядок взаимодействия с РОГУ».

1. Проходят ли вновь разрабатываемые ТНПА проверку в научно-исследовательских или образовательных учреждениях на предмет правильного употребления терминов, соответствия перевода? Вопрос вызван тем, что СТБ 8019 содержит термины, которые, мало того, что не определены в тексте ТНПА, но и некорректны с точки зрения реологии: «пастообразный», «консистенция» (п. 4.1). 2. Во времена СССР каждый ГОСТ содержал фамилию и инициалы разработчика (на последней странице). Почему сейчас это не практикуется? Считаем, что это усилило бы ответственность разработчика за разрабатываемые ТНПА. 3. Как так могло произойти с СТБ 1675-2006, что содержащиеся в нём нормы не соответствуют СанПиН 10-33 (в части рН пеномоющих средств)? Это недопустимо. Счи-таем, что следует редактировать весь комплект взаимосвязанных ТНПА сразу, а не вво-дить их в действие по одному, ставя тем самым производителя в затруднительное поло-жение. Считаем необходимым усилить сотрудничество с Минздравом в области разработ-ки ТНПА. 4. По какому принципу проекты вновь разрабатываемых ТНПА направляются на рассмотрение тем или иным производителям? 5. Имеет ли право орган по сертификации (косметическая продукция) запрашивать для подтверждения документы, не предусмотренные действующими ТКП? С нас были за-требованы устав и письмо о регистрации товарного знака. Если орган по сертификации имеет право затребовать эти документы, то почему их нельзя прописать к ТКП? Где га-рантия, что орган по сертификации не будет требовать справку о том, что производитель «не верблюд»? 6. Почему СТБ 1675-2006 не содержит условий определения пенообразующей спо-собности (температура, жёсткость воды)? Если шампунь или гель для душа двухфазный, то каким образом надо проводить испытания на рН и на пенообразующую способность: после смешения слоёв (фаз) или для каждой в отдельности? Почему этого нет в СТБ? 7. СТБ 1675-2006 предусматривает определение таких показателей безопасности, как массовая доля суммы тяжёлых металлов и массовая доля хлоридов. Тем не менее ла-боратория РУП «Брестский ЦСМС» и лаборатория ГУ «БОЦГЭ и ОЗ» не аккредитованы га данные испытания в полном объёме. Почему при разработке новых ТНПА Госстандарт не активизирует работу по аккредитации соответствующих подразделений? Мы устали возить образцы в Минск. 8. Считает ли Госстандарт, что ГОСТ 29188.0-91 морально устарел? Потребитель определяет запах шампуней не в 10% растворе при 40-45°С, а в самом шампуне. Почему бы не пересмотреть методику определения запаха?
Валуев Дмитрий Сергеевич - г. Брест
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  5. В соответствии с ТКП 5.1.02-2004, приложение Б к заявке прилагаются документы, предусмотренные законодательством РБ (лицензии, разрешения и др.). Орган по сертификации имеет право затребовать все документы, необходимые для идентификации продукции, подтверждения партии продукции. Соответствующщие изменения будут внесены в ТКП.

КУСАКИН Николай Алексеевич:  1. Разрабатываемые ТНПА в соответствии с требованиями ТКП 1.2-2004 рассылаются на отзыв в организации согласно техническому заданию на разработку данного ТНПА и подлежат проверке в Госстандарте. При проведении проверки рассматривается правильность применения терминов. В ТНПА могут применяться термины, понятия которых определены в других ТНПА, а также в научно-технической литературе. Консистенция определяется как совокупность реологических свойств вязкой жидкости, вязко-пластичного или вязко-эластичного продукта. Как технологический термин «консистенция» обозначает подвижность (густоту) жидкообразных («полужидких») и твердообразных («полутвердых») продуктов и материалов. Пастообразный продукт (паста) – это многокомпонентная смесь или индивидуальный продукт, обладающий свойствами вязко-пластичного или упруго-вязко-пластичного тела. Считаем, что данные термины применены правильно. 2. В каждом ТНПА в предисловии указана организация – разработчик данного документа. Фамилию и инициалы конкретных исполнителей можно найти в деле ТНПА, которое хранится в Госстандарте. 3. СанПиН 10-33, устанавливающий гигиенические показатели безопасности парфюмерно-косметической продукции, был разработан в 1995 году и на сегодняшний день «морально» устарел, поскольку более чем за 10 лет появилось много новых косметических продуктов. Вопрос пересмотра СанПиН 10-33 неоднократно возникал, работы по его пересмотру проводит Минздрав РБ. Госстандартом (БелГИМ) на основе ГОСТ Р 52345-2005 был разработан СТБ 1675-2006 «Изделия косметические гигиенические моющие. Общие технические условия». Данный документ согласован с Минздравом РБ. У изготовителей пеномоющих средств не может быть «затруднительного положения» в части рН данных средств, поскольку в СТБ 1675-2006 диапазон рН шире, чем в СанПиН 10-33 (По СТБ 1675-2006: 5,0-8,5; по СанПиН: 5,5-7,0). 4.Проекты разрабатываемых ТПНА рассылаются на отзыв согласно техническому заданию на разработку данного ТНПА, утвержденного и согласованного в порядке, установленном ТКП 1.2-2004. 5. Орган по сертификации при подтверждении соответствия при необходимости может запросить документы, не предусмотренные ТКП. ТКП устанавливает основные положения порядка подтверджения соответствия. Порядок подтверджения соответствия конкретного органа по сертификации может содержать дополнительные требования в части предоставляемых документов. 6. В СТБ 1675-2006 в части метода контроля пенообразующей способности дана на ГОСТ 22567.1-77. В данном стандарте указаны условия проведения испытания: в п.3.1 – жесткость воды, в п.4.1 – температура, при которой определяют пенообразующую способность. Согласны, что в стандарте отсутствует указание о необходимости перемешивания фаз (слоев) многофазных пеномоющих средств. Обращаем внимание, что изготовитель может направить свои предложения по корректировке действующих ТНПА в Госстандарт по установленной форме. 8. Данный вопрос будет рассмотрен отдельно.

Добрый день, Просим Вас дать разъяснение по следующему вопросу: Согласно нового СТБ 1100 на упаковку надо наносить информацию о дате изготовления продукта в виде чисел - день, месяц, год (речи идет об изготовлении не скоропортящихся продуктов), а дата окончания срока годности указывается в виде чисел - месяц и год. Объясните пожалуйста, для чего это нужно, если при сроке годности, превышающем три месяца, срок годности исчисляется до первого числа указанного месяца, а значит, день изготовления продукции ни на что не влияет? И как быть с тем, что многие предприятия не готовы так быстро закупить новое оборудование, которое позволяет проставлять эту дату. Что делать с остатками заказанной ранее упаковки, ведь вся информация, нанесенная на нее соответствовала ранее действующему СТБ 1100-98? Неужели предприятия (а в конечном итоге и потребитель) должны нести колоссальные убытки потому, что не был продуман какой-то переходный момент от старого СТБ к новому. Ведь можно было какие то пункты нового СТБ 1100 ввести в действие через полгода-год?
Маркевич Валентина - Минск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  В СТБ 1100-2007 «Информация для потребителей. Общие требования» (подпункт 4.8.13, абзац 6) приведены общие положения, касающиеся указания даты изготовления и срока годности обозначения дня, месяца и года, без уточнения группы продуктов. Вышеуказанный стандарт относится к категории стандартов устанавливающих «общие требования» и не предназначен для описания всех возможных вариантов нанесения информации для потребителей. В п. 4.8.11 стандарта, при указании даты окончания срока годности, приведены некоторые возможные варианты и дано пояснения только к ним, т.е., если дата окончания срока годности для не скоропортящихся продуктов указана: «месяц и год», то срок годности исчисляется до первого числа указанного месяца. Исходя из наличия данной информации, изготовитель имеет право наносить даты изготовления и окончания срока годности для не скоропортящихся продуктов указывая месяц и год. Кроме того, конкретные способы и правила указания даты приведены в стандартах на конкретную продукцию

Сообщите, пожалуйста, есть ли какие-то требования к входной двери при аккредитации поверочной лаборатории
Бобылева Анна Владимировна - Полоцк
ЖАГОРА Николай Адамович:  В соответствии с СТБ ИСО МЭК 17025 в аккредитованные поверочные лаборатории доступ ограничен и дверь снабжается устройствами, ограничивающими доступ посторонних лиц.

По информации из БелГИСС сертификат соответствия индивидуальному предпринимателю-автоперевозчику пассажиров выдается на иномарку "возраста" до 3-х лет . Предпринимателем для перевозки пассажиров приобретен микроавтобус, бывший в эксплуатации в Германии 5 лет, однако Госавтоинспекция отказывается поставить такой автомобиль на учет и выдать "желтые номера" без сертификата соответствия. Где решениевопроса? С подобными заявлениями в профсоюз "Садружнасць" обращаются частные автоперевозчики пассажиров. С уважением, Председатель РСП "Садружнасць" Л.И. Ковшик
Республиканский совет профсоюза "Садружнасць" - г. Минск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  Требования к услугам по перевозке пассажиров автомобильным транспортом уста-навливаются серией государственных стандартов СТБ 1731.1-2007 «Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Часть 1. Требования к перевозке пассажиров автомобилями-такси», СТБ 1731.2-2007 «Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Часть 2. Требования к перевозке пассажиров автобусами в регулярном со-общении», СТБ 1731.3-2007 «Услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспор-том. Часть 3. Требования к перевозке пассажиров в нерегулярном сообщении». В этих стандартах имеются требования к автомобилю, применяемому для оказания услуг по пе-ревозке. В техническом плане автомобиль должен соответствовать требованиям СТБ 1641-2006 «Транспорт дорожный. Требования к техническому состоянию по услови-ям безопасности движения. Методы проверки». Соответствие СТБ 1641-2006 должно пе-риодически подтверждаться, и для этого автомобиль должен проходить государственный технический осмотр. В соответствии с постановлением Госстандарта от 30.07.2004 г. № 35 (пункт 2.3) не требуется сертификат соответствия на автотранспортные средства при на-личии в паспорте автотранспортного средства сведений о предыдущем владельце или если с момента его выпуска прошло 3 года или более, независимо от величины пробега.

Согласно Указу Президента РБ от 16.07.2007 № 318 органы государственного управления должны будут вести постоянно актуализируемые перечни действующих технических нормативных правовых актов, которые они утвердили. Будет ли информация об этих ТНПА отражена в ИПС-стандарт (аналогично СанПиН)? Если да, то пользователи ИПС увидят ее при очередном обновлении или нужно будет заключать дополнительный договор? Отдел стандартизации ОАО “Белтрансгаз”
Жмуровская Елена Константиновна - Минск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов» в Национальном фонде технических нормативных правовых актов (НФ ТНПА) будет обеспечиваться формирование компьютерного банка данных о действующих технических нормативных правовых актах, утверждаемых всеми республиканскими органами государственного управления. Создание компьютерного банка данных предполагается осуществлять с использованием программного обеспечения, применяемого в НФ ТНПА, - ИПС "Стандарт". Это позволит обеспечить совместимость информации о действующих ТНПА различных органов государственного управления. Для заинтересованных пользователей будет предусмотрена поставка в составе ИПС «Стандарт» необходимых баз данных. Данная процедура будет оформлена подписанием дополнительного соглашения в рамках действующих договоров. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» санитарные нормы и правила относятся к техническим нормативным правовым актам, следовательно, информация о них будет представлена в НФ ТНПА. Во 2 квартале 2008 г. планируется разработка и заключение договоров с республиканскими органами государственного управления на право распространения технических нормативных правовых актов. В настоящее время проводится работа по реализации Указа Президента № 318: подготовка Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О Национальном фонде ТНПА» и «Порядок взаимодействия с РОГУ».

Вопросы ЗАО «Атлант» для Госстандарта на On-line конференцию По стандартизации и сертификации 1.1 Закон Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», статья 20. Применение государственных стандартов. Вопрос: с какого времени планируется введение статуса добровольности на государственные и межгосударственные стандарты, не устанавливающие требования безопасности, электромагнитной совместимости и др. обязательные требования. 1.2 СТБ 972-2000, изменение №1, пункт 4.12а. Вопрос: будет ли отменена, и в какие сроки, сертификация опытного образца, учитывая то обстоятельство, что конечная продукция подлежит обязательной сертификации. 1.3 Положение о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов. Пункт 6. Вопрос: планируется ли, и в какие сроки, переход от надзора за производством продукции к надзору за рынком По метрологии Вопрос: будет ли разрабатываться, и в какие сроки, нормативно-законодательная база по предоставлению субъектам хозяйствования права самостоятельного решения вопросов по метрологическому сопровождению (обеспечению единства измерений) средств измерений, не относящихся к области законодательной метрологии, без аккредитации поверочных и калибровочных лабораторий.
ЗАО "АТЛАНТ" - Минск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  Обязательная сертификация опытного образца осуществляется во исполнение Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2006 г. № 1102. ТКП 5.102.-2004 и СТБ 972-2000 предусмотрена возможность совмещения приемочных и квалификационных испытаний. В ближайшее время будет внесено уточнение в ТКП 5.1.02 и СТБ 972 в части возможности совмещения сертификации опытного образца и серийного производства.

БАК Наина Анатольевна:  1.3 В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2007 г.№ 715 (п.7), государственный надзор в Республике Беларусь осуществляется на всех стадиях жизненного цикла продукции от разработки до утилизации (в том числе и на стадии реализации), а также при оказании услуг. При этом большинство проверок (более 50 %) проводится на стадии реализации продукции (в торговле).

КУСАКИН Николай Алексеевич:  Ответ на вопрос по метрологии: В соответствии с новой версией Закона «Об обеспечении единства измерений», принятого в 2006 г., взаимоотношения субъектов хозяйствования регулируются соответствующими положениями указанного Закона

С 1 апреля 2007 г. вступил в силу Общегосударственный классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД), утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 65. Раздел № 65 «Финансовое посредничество» ОКЭД содержит в классе 6522 «Предоставление кредита» подкласс 65220, включающий - предоставление кредита небанковскими организациями. -предоставление займов субъектами хозяйствования, не принимающими депозиты; - деятельность ломбардов по выдаче займов под залог имущества. Таким образом, простая выдача займа любым субъектом хозяйствования за счет собственных источников может классифицироваться как данный вид экономической деятельности. Ранее вида деятельности связанного с выдачей займов не было в классификаторе вообще, и субъекты хозяйствования осуществляли такие операции, не включая в Устав (свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя) такой вид деятельности. Дело в том, что регистрирующие органы не позволяют вносить в Устав коммерческих организаций такой вид деятельности, ссылаясь на какое-то письмо Нацбанка, направленное единственному адресату, в котором Нацбанк якобы выражает такую позицию - это деятельность банков. Вместе с тем установлена ответственность за осуществление видов деятельности не внесенных в Устав (свидетельство о регистрации) и о которых не сообщено в регистрирующий и налоговый органы в соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденном Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11. Такая деятельность является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке. Получается палка о двух концах. В связи с вышеизложенным прошу разъяснить должна ли коммерческая организация, не имеющая лицензии на осуществление банковской деятельности, внести в порядке, установленном действующим законодательством, в учредительные документы вид деятельности 65220 «предоставление займов субъектами хозяйствования, не принимающими депозиты», если эта организация за счет собственных источников предоставляет беспроцентные и/или процентные займы собственным сотрудникам? Необходимо ли внесение таких изменений в учредительные документы в том случае, если заключение договора беспроцентного и/или процентного займа за счет собственных источников планируется между двумя юридическими лицами, не имеющими лицензии на осуществление банковской деятельности? С уважением, Абрамович Татьяна
Абрамович Татьяна - Минск
КОРОЛЮК Василий Федорович:  Объектами классификации в ОКЭД являются виды деятельности юридических лиц их структурных подразделений и индивидуальных предпринимателей. Виды деятельности подразделяются на основную, второстепенную и вспомогательную деятельность. На практике большинство юридических лиц осуществляет экономическую деятельность смешанного характера. Продукция (услуги) и основного, и второстепенных видов деятельности предназначена для сбыта на рынке или других видов использования (например, для хранения с целью последующего сбыта или дальнейшей обработки). Продукция вспомогательных видов деятельности всегда предназначена для потребления в рамках субъекта, осуществляющего эти виды деятельности. При определении кода вида деятельности субъекта его вспомогательная деятельность не должна учитываться. (Источник: ОКРБ 005-2006 (ОКЭД). Основная часть) В соответствии с действующими положениями СТБ 6.01.1 - 2001 «Единая система классификации и кодирования технико – экономической и социальной информации Республики Беларусь. Основные положения» информационное обслуживание пользователей информации по классификаторам осуществляют организации, ответственные за их ведение. Ведение ОКЭД осуществляет Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. По всем вопросам, связанным с классификацией вида экономической деятельности, следует обращаться в Министерство статистики и анализа Республики Беларусь: пр. Партизанский, 12, 220070, г. Минск, тел. 249 42 63.

Просим дать разъяснение о наличии в РБ организации, которая может оказать помощь в проведении работ по праву нанесения CE - маркировки на изделия деревообработки (нормативные и методические документы уже имеются) или адреса и телефоны нотифицированных органов других стран (для поддонов, древесноволокнистых и древесностружечных плит и др.)
Жирнель Тамара Леонидовна - г. Витебск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  Информацию о нотифицированных органах ЕС можно найти по адресу http://ec.europa.eu/enterprise/newapproach/nando/. БелГИСС работает по Соглашениям о сотрудничестве с нотифицированными органами некоторых стран Европейского союза и готов оказывать помощь в проведении работ по получению права СЕ-маркировки, выпускаемой Вашим предприятием продукции.

1. В СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 в п. 5.6.2.2.1 сказано, что в испытательных лабораториях требования по калибровке применяются к измерительному и испытательному оборудованию, т.к. лаборатория должна гарантировать, что используемое оборудование может обеспечить требуемую неопределённость измерений. Представители лицензионного надзора зарубежных органов по сертификации, на предприятиях, продукция которых сертифицирована в зарубежных органах сертификации на соответствие требованиям Европейских норм, требуют от лабораторий этих, предприятий иметь в наличии действующие «Свидетельства о калибровке» на вес применяемое испытательное и измерительное оборудование, выданные аккредитованной калибровочной лабораторией. Предполагается ли в Республике Беларусь проведение разработки и введения в действие технического нормативного правового акта, который регламентировал бы организацию и порядок проведения калибровки испытательного и измерительного оборудования, используемого для проведения испытаний и осуществления контроля за соответствием выпускаемой продукции требованиям законодательства Республики Беларусь и (или) контроля за соответствием требованиям Европейских норм? Если «да», то в какие сроки? Все действующие в Республике Беларусь ТНПА относятся к средствам измерений, кроме ГОСТ 24555-81 «Порядок аттестации испытательного оборудования. Основные положения». Но и этот документ уже не соответствует требованиям времени. 2. Законом Республики Беларусь «Об обеспечении средств измерений» (ред. Закона Республики Беларусь от 20.07.2006 г. № 163-3) в сферу законодательной метрологии включены средства измерений используемые при проведении испытаний и осуществлении контроля за соответствием продукции и сырья требованиям законодательства Республики Беларусь. Распространяется ли сфера законодательной метрологии на испытательное оборудование (растворосмесители лабораторные, вибростолы, плиты для передачи нагрузки, трехгнездовые формы для изготовления образцов-балочек, приборы Вика, кольца Вика, кольца Ле-Шателье, встряхивающие установки и много другое) используемое для проведения испытаний и осуществления контроля за соответствием выпускаемой продукции требованиям законодательства Республики Беларусь и требованиям Европейских норм?
Червоник Виктор Владимирович, гл. метролог ОАО "Красносельскстройматериалы" - Гродненская область, Волковысский район, г.п.Красносельский
ЖАГОРА Николай Адамович:  В соответствии с СТБ ИСО МЭК 17025 все испытательные лаборатории предприятий должны иметь свидетельство или сертификаты о калибровке с указанием значений неопределенности на все применяемое испытательное измерительное оборудование. Если лаборатория работает для внутреннего рынка Республики Беларусь допускается использованием понятия погрешности для испытательного оборудования в соответствии с ГОСТ 24555-81. При возникновении конкретных вопросов просим обращаться в отдел законодательной метрологии и научно-технических программ БелГИМ (233-62-63)

Что планируется выполнить в ближайшее время по информированию в Республике организаций и физических лиц об актуализации ТНПА, будет ли создана единая база действующих ТНПА и насколько она будет доступна, планируется ли к продаже единый электронный банк ТНПА и с кем необходимо будет работать в этом направлении? Спасибо.
Жиженский Олег Николаевич - Гомель
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Информацию об актуализации ТНПА в области технического нормирования и стандартизации уже сегодня можно получить следующими способами: - через информационный указатель (ИУ ТНПА); - на сайте БелГИСС, раздел «абонент Фонда ТНПА»; - в Национальном фонде ТНПА по телефону 262-14-20; - в рамках договора Национального фонда ТНПА по актуализации фондов ТНПА заказчиков; - в рамках договора Национального фонда ТНПА по поставке ИПС «Стандарт»; - в региональных ЦСМС. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 г. № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов» государственные органы, утверждающие технические нормативные правовые акты, должны: - публиковать на своих сайтах: •постоянно актуализируемые перечни действующих технических нормативных правовых актов, утверждение которых входит в их компетенцию; •тексты постановлений (приказов) об утверждении технических нормативных правовых актов, о внесении в технические нормативные правовые акты изменений и (или) дополнений, толковании таких актов, приостановлении их действия, отмене либо признании утратившими силу; - направлять в Национальный центр правовой информации для включения в единый эталонный банк данных правовой информации тексты постановлений (приказов) и внесенных в технические нормативные правовые акты изменений и (или) дополнений (кроме технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации). Будет создан Интернет-сайт, обеспечивающий доступность информации о технических нормативных правовых актах, утвержденных государственными органами, кроме случаев, когда в таких актах имеются сведения, составляющие государственные секреты. Кроме того, в Национальном фонде технических нормативных правовых актов будет обеспечиваться формирование компьютерного банка данных о действующих технических нормативных правовых актах, утверждаемых всеми республиканскими органами государственного управления, что позволит предоставлять информацию обо всех ТНПА и их актуализации. Для заинтересованных пользователей будет также предусмотрена актуализация ТНПА по договору и поставка в составе ИПС «Стандарт». В настоящее время прорабатывается вопрос по формированию единого электронного банка данных и его реализации. Решение данного вопроса связано и с тем, что многие документы являются собственностью органов Госуправлений и Госстандарту предстоит их урегулировать.

Срок действия регистрационного удостоверения на право поверки СИ, выданного Могилевским ЦСМС, истекает в 2008 году. К чему готовиться в 2008 году? Аккредитации?
Коротков Вячеслав Леонидович - г. Могилев
ЖАГОРА Николай Адамович:  В соответствии с Законом "Об обеспечении единства измерений" выполнение функций по поверке средств измерений осуществляется через процедуру аккредитации

В каком году планируется интеграция трех систем: СМК, СУОС, СУОТ в единую систему
ОАО "Свiтанак" - Жодино
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  В декабре 2007 года планируется завершение разработки методических рекомендаций по созданию интегрированных систем. Предприятие в инициативном порядке может создавать интегрированную систему. Консультацию по этому вопросу можно получить в БелГИСС.

Когда планируется ввести в действие на территории Республики Беларусь межгосударственные стандарты: ГОСТ 19116-2005 «Обувь модельная. ОТУ», ГОСТ 26167-2005 «Обувь повседневная. ОТУ», принимается ли редакция стандартов с гарантийным сроком обуви – 30 дней? Будут ли стандарты Беларуси гармонизированы с межгосударственными в части гарантийных сроков носки обуви?
Олейник З.М. - Витебск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  В настоящее время ЦНИ «Легпром» к ГОСТ 19116-2005 и ГОСТ 26167-2005 разрабатывает изменения, которые будут действовать на территории РБ и учитывать требования действующего законодательства. Гарантийный срок носки обуви будет тот же – не менее 30 дней.

Белорусская лаборатория имеет аттестат аккредитации по СТБ ИСО/МЭК 17025 на техническую компетентность. Обязаны ли Центры Сертификации в РФ признавать результаты испытаний? Каким документом это регламентируется? Спасибо!
Шерман Леонид Наумович - РБ
КУСАКИН Николай Алексеевич:  В соответствии с Правилами по межгосударственной стандартизации (ПМГ 08-94 «Порядок взаимного признания аккредитации лабораторий, осуществляющих испытания, поверку или калибровку средств измерений») процедура признания компетентности аккредитованной лаборатории осуществляется через национальные органы по аккредитации. Данный документ подписан руководителями национальных органов по стандартизации Республики Беларусь, Российской Федерации, Казахстана, Молдовы и Украины. Рекомендуем Вам обратиться по данному вопросу в БелГИМ

В соответствии с СТБ 8003-93 п. 6.5 поверку СИ (за исключением СИ подлежащих обязательной поверке) допускается проводить только для применяемых диапазонов (физических величин) СИ. Вопрос: насколько обоснованы требования государственных метрологических служб о проведении калибровки таких СИ ?
Липольц С.С. - г. Минск
ЖАГОРА Николай Адамович:  В настоящее время разрабатывает ТКП взамен СТБ 8003-93, в котором поверка средств измерений предусматривается в полном объеме. Все СИ, используемые в ограниченном диапазоне, подлежат калибровке в этих диапазонах.

ОАО «Белгорхимпром» Аттестованной лабораторией нашей организации проводятся выборочные испытания на горючесть специальных конвейерных лент для РУП «ПО «Беларуськалий» с целью подтверждения заявленных российскими производителями характеристик. Потребитель лент – только РУП «ПО «Беларуськалий», отечественные производители подобные ленты не выпускают. До 01.09.2007 г. испытания проводились по методике российского РД 03-423-01 «Нормы безопасности на конвейерные ленты для опасных объектов и методы испытаний», которой пользуются российские производители. По требованию органов аккредитации РБ для подтверждения аттестата аккредитации лаборатории необходимо разработать отечественную методику, аналогичную упомянутому РД. В связи с вышеизложенным просим ответить на следующие вопросы: 1. В случае возникновения спорной ситуации между российским поставщиком и белорусским потребителем будут ли результаты испытаний по иной методике, чем российская иметь юридическую силу. Если – да, то кто должен утвердить (согласовать) разработанную отечественную методику? Достаточно ли ее утверждения руководителем предприятия? Если нет – какие существуют возможности для подтверждения аттестации и осуществления необходимой для всех заинтересованных сторон деятельности нашей лаборатории? 2. Какой иной белорусский документ, аналогичный российскому РД 03-423-01 может разрешить возникшую проблему. Зав. сектором стандартизации, патентоведения и информации Шутин С.Г.
Шутин С.Г. - Беларусь
КУСАКИН Николай Алексеевич:  1.Если разработанная белорусская методика будет соответствовать аналогу российской методики РД 03-423-01, то спорная ситуация возникнуть не должна. Поскольку методика затрагивает пожарную безопасность, то ее следует согласовать с МЧС. 2. Разработанная методика должна пройти государственную метрологическую аттестацию в органах государственной метрологической службы.

Скажите пожалуйста, какими ТНПА необходимо пользоваться в настоящее время для проведения аттестации испытательного оборудования, т.к. ГОСТ 24555-81 - отменен СТБ 8015-2000 - отменен СТБ 8015-2004 - не вышел из печати, к сожалению в такой ситуации мы находимся уже длительное время ?
Липольц С.С. - г. Минск
ЖАГОРА Николай Адамович:  Аттестация испытательного оборудования осуществляется в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 24555-81, действующим на территории РБ

Уверены, что многие задали вопрос об электронных версиях ТНПА. Присоединяясь к ним, мы также хотим отметить острую необходимость иметь электронные версии многих стандартов, в том числе и государственных. Излишне говорить о том, как это важно в век активно развивающихся информационных технологий. Однако проходят не месяцы, а годы, но мы не имеем возможности приобрести электронные версии стандартов (даже государственных!) ни индивидуально по запросу конкретных стандартов, ни в рамках ИПС «Стандарт». Такое положение вещей удивительно и не следует ссылаться на электронную подпись или юридический статус документа в электронном виде. Ведь на производстве важно своевременно, а вернее быстро получить информацию о технических требованиях и положениях, изложенных в стандартах. В качестве примера можем привести тот факт, что многие организации, в том числе и наша, приобрели информационно-поисковую систему «Консультант Плюс» и сейчас у нас нет проблем с получением достоверной оперативной информации по законодательству Республики Беларусь. В этой базе имеются не только законы, постановления, но и сами нормативные документы – правила, положения, инструкции, утвержденные и действующие в республике. В области строительства эта проблема также решена: ИПС «Стройдокумент» позволяет обратиться к электронным версиям практически всех документов, устанавливающих строительные нормы и правила. Почему же нельзя решить эту проблему относительно ТНПА? ОАО "Белтрансгаз" отдел стандартизации
Яскевич Галина Николаевна - Минск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  В бизнес-плане БелГИСС на 2007 присутствует задание по разработке проекта методологии издания государственных стандартов РБ в электронном виде. За основу будет принят формат HTML, который наиболее часто применяется международными комитетами. В наибольшей степени электронную форму используют международные комитеты специализируемые в области информационных технологий. Такие как объединенный комитет ISO/IEC JTC 1. Широко используется также в документах ITU, IEEE и др. По итогам разработки методологии будет подготовлен проект ТКП регламентирующий процедуру издания государственных стандартов в электронном виде (2008 г).

1) Почему в ТНПА (ТКП 1.3) не предусмотрена возможность выпуска технических условий базовым способом, что допускает ЕСКД и ГОСТ 2.114? Специфика работы нашего предприятия нацелена на разработку изделий (микросхем) сериями. 2) Каким образом организована работа по регистрации электронной цифровой подписи, где их можно получить в настоящее время? 3) Возможна ли передача на регистрацию в БелГИСС технических условий (ТУ), разработанных в электронном виде, по эл. почте? Если да, то предусмотрена ли процедура пересылки сопроводительных документов к ТУ эл. почтой?
Широбокова Г.В. - Минск НТЦ "Белмикросистемы"
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Возможна разработка ТУ базовым способом, что допускает ЕСКД и ГОСТ 2.114. В настоящее время идет пересмотр соответствующих документов. Представлять технические условия на электронных носителях можно уже сейчас. При этом лист согласования представляется на бумажном носителе. Разрабатывается порядок регистрации ТУ с электронной подписью. Работы планируется завершить в 1 полугодии 2008 года.

Здравсктвуйте уважаемые участники! ГОСТ 2.051, ТКП 1.3 (п.3.1) предусматривают разработку и регистрацию ТУ РБ на продукцию в форме электронного документа с электронной цифровой подписью. В связи с этим вопросы: 1 Когда будет введена процедура госрегистрации ТУ РБ по бкзбумажной технологии? 2 Когда будет введена прцедура применения электронной почты для целей госрегистрации ТУ РБ по безбумажной технологии? Спасибо.
Погорелов А.Н. - Минск
КУСАКИН Николай Алексеевич:  В связи с введением ГОСТ2.051-2006 "Электронные документы" БелГИСС заплонировал до 2010 г. разработать документ, предусматривающий порядок проведения государственной регистрации ТУ на электронных носителях.

Уважаемая Ирина Васильевна! Поясните, пожалуйста. Согласно Приказа №140 от 18.05.2007 Министерства Архитектуры и строительства утвержден и введен в действие с 1 сентября 2007г. ТКП 45-3.02-71-2007 "Тепловая изоляция наружных ограждающих конструкций зданий и сооружений с использованием материалов из пеностекла". Когда данный документ получит ОАО "Гомельстекло" по нашим заявкам от 17.07.2007 и 09.10.2007 в адрес РУП "Стройтехнорм"?
Галай Таисия Викторовна - Гомель
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Данными документами (ТКП, утвержденными Республиканскими органами гос.управления) обеспечивают соответствующие организации, назначенные РОГУ. Поэтому Госстандарт может только адресовать Вашу просьбу в Стройтехнорм.

Согласно Закона РБ "Об обеспечении единства измерений" в редакции 2006 года ст. 13: "СИ, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии и прошедшие метрологическую аттестацию СИ, подлежат калибровке". В тоже время в соответствии с СТБ 8003-93 этиже СИ, согласно п. 5.1 - 5.2, подлежат обязательной поверке. Вопрос: СИ, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии и прошедшие метрологическую аттестацию, подлежат поверки или калибровке?
Липольц С.С. - г. Минск
ЖАГОРА Николай Адамович:  В данном вопросе приоритет имеет Закон «Об обеспечении единства измерений», поэтому СИ, предназначенные для применения в сфере законодательной метрологии и прошедшие метрологическую аттестацию, подлежат калибровке.

В настоящее время процедуры сертификации в Республике Беларусь осуществляются в соответствии со стандартом ТКП 5.1.02-2004 – «Порядок сертификации продукции», который конкретнее, чем ранее определяет требования при проведении сертификации продукции, позволяет органам по сертификации более гибко походить к решению некоторых, в том числе нестандартных вопросов, облегчает в некоторых случаях процедуры сертификации. Однако действующие в настоящее время правила сертификации не позволяют гибко реагировать на быстрые изменения технологической и маркетинговой политики лучших зарубежных производителей, в т.ч. в связи с активным размещением новых производств в различных странах мира. Также на практике затруднительна реализация процедуры признания сертификатов соответствия иных стран, имеющих соответствующие межгосударственные договора с Республикой Беларусь. Предлагаем следующие вопросы для рассмотрения: 1/. При выполнении работ по сертификации в УП «Гипросвязь» не работает схема №9 проведения сертификации единичных изделий с правом их дальнейшей реализации, при условии наличии действующего сертификата серии ISO 9000 у производителя. Хотя согласно ТКП 5.1.02-2004 «Порядок сертификации продукции» это возможно. 2/. По-прежнему сохраняется двухступенчатая система сертификации средств связи (в отличие от любых других товаров, сертифицируемых в других органах по сертификации, кроме РУП «Гипросвязь»), включающая этап согласования министерством целесообразности сертификации каждого типа изделий (по неизвестным критериям и в срок от 2-х недель до месяца) и по окончании процедур – подписание каждого сертификата лично министром. В соответствии с ТКП 5.1.02-2004 эти вопросы должен решать руководитель Органа по сертификации, в данном случае директор УП «Гипросвязь». 3/. В целом существует слишком широкий перечень оборудования связи, подлежащего обязательной сертификации, например концентраторов, коммутационных серверов и коммутаторов ЛВС нижнего уровня, не имеющих выхода на сети общего пользования. На наш взгляд данное оборудование можно исключить из выше указанного перечня. Это касается и средств вычислительной техники(к примеру, рабочих станций), источников бесперебойного питания используемых только для обеспечения технологических процессов производства, в соответствующем промышленном исполнении. 4/. По-прежнему попытки сертифицировать продукты IP-телефонии в Республике Беларусь не получили поддержки в Министерстве Связи. Заявители получают устные отказы и ссылки на случаи пресечения нелегальной деятельности по предоставлению услуг международной связи через Интернет. 5/. Вопрос инспекционного контроля за состоянием производства. Исходя из требований, изложенных в пункте 5.11 «Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией» ТКП 5.1.02-2004, инспекционный контроль за продукцией, сертифицированной по схеме 3а, проводится в период действия сертификата соответствия и соглашения по сертификации не реже одного раза в год по программе разработанной органом по сертификации. Здесь же(пункт 5.11.6) указано, что инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в общем случае включает контроль за состоянием производства. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в конкретном случае, не в общем, орган по сертификации может либо включать контроль за состоянием производства в программу инспекционного контроля либо исключать. Так ли это и, если да, то какие критерии используются в каждом конкретном случае при принятии решения? При этом мы не рассматриваем внеплановый инспекционный контроль, проводимый в случае поступления претензий по качеству продукции от потребителей. В настоящее время некоторыми органами по сертификации ежегодный инспекционный контроль, при условии выпуска продукции только на одном предприятии либо на нескольких предприятиях, где уже ранее был проведен анализ производства, проводится по результатам сертификационных испытаний продукции. В этом случае в контракт на выполнение работ включается отдельная оплата за инспекционный контроль и его сумма почему-то не отличается от затрат на анализ производства при выезде на предприятие изготовитель, хотя, на наш взгляд, по трудозатратам она должна быть значительно меньше. Правильно понимая политику государства по контролю качества продукции, просим рассмотреть вышеизложенные вопросы, и в свою очередь предлагаем их решить следующим образом: - сократить перечень подлежащего обязательной сертификации оборудования связи и информационных технологий( в рамках пункта 3); - изменить процедуру сертификации (привести в соответствие с ТКП 5.1.02-2004 и существующей во всех других отраслях), допуская, при необходимости, согласование МСиИ только по максимально ограниченному кругу специфического оборудования( пункты 1,2, 4).; - внести соответствующие изменения в ТКП 5.1.02-2004, касающиеся отсутствия необходимости в проведении ежегодного контроля за состоянием производства, при условии выпуска продукции только на одном предприятии либо на нескольких предприятиях, где уже ранее с положительными результатами был проведен анализ производства(пункт 5); - снизить стоимость услуг(именно за инспекционный контроль) органов по сертификации при проведении ежегодного инспекционного контроля по результатам сертификационных испытаний продукции(пункт 5).
Гончарик Николай Николаевич - г. Минск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  В соответствии с Законом Республики Беларусь "Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации" перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, формируется по предложениям республиканских органов государственного управления, в том числе в части средств связи - Минсвязи. Проведение сертификации по схеме 9 будет включено в порядок сертификации средст связи для отдельных групп продукции. В соответствии с ТКП 5.1.02 объем инспекционного контроля за сертифицированной продукцией устанавливается органом по сертификации и может быть проведен в виде анализа состояния производства либо проведением испытаний образцов продукции в аккредитованной испытательной лаборатории. Порядок сертификации продукции, выпускаемой одновременно на разных предприятиях, расположенных в одной или нескольких странах установлен в пункте 5.9.10 ТКП 5.1.02.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ON - LINE КОНФЕРЕНЦИИ  Вопросы Председателю Госстандарта Республики Беларусь В.Н. Корешкову: 1. Просим рассмотреть вопрос о временном исключении из маркировки герметично укупоренной промышленной стерильной консервированной продукции информации о сроках и условиях хранения после вскрытия упаковки. Указание сведений на этикетке о сроках и условиях хранения консервированной продукции после вскрытия упаковки предусмот-рены СТБ 1100-2007 «Пищевые продукты. Информация для потре-бителя. Общие требования» (пункты 4.8.10, 5.1). В настоящее время в республике отсутствует методология ус-тановления сроков годности консервированной продукции после вскрытия упаковки и поэтому требование СТБ 1100 в этом отноше-нии является практически не выполнимым. Действующие Сан ПиН 11 63 РБ 98 «Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов» и СанПиН 2.3.4.15-18-2005 «Государственная санитарно-гигиеническая экс-пертиза и подтверждение правильности установления сроков год-ности (хранения), условий хранения продовольственного сырья и пищевых продуктов» не могут быть применены для установления сроков годности консервированной промышленно стерильной про-дукции после вскрытия герметично укупоренной тары, так как не содержат информации по видовой микрофлоре продукта при его хранении в холодильнике или в нерегулируемых условиях и пре-дельно допустимых нормативных значений микробиологической обсемененности в зависимости от рН продукта, вида тары, обра-ботки и других физико-химических или технологических парамет-ров. РУП «Научно-практический центр Национальной академии на-ук Беларуси по продовольствию» обратился с просьбой в Мини-стерство здравоохранения о содействии в организации работы и привлечении специалистов органов здравоохранения по разработке научно –обоснованной методологии установления безопасных сро-ков и условий хранения герметично укупоренной консервирован-ной продукции после вскрытия упаковки, однако, пока положи-тельного ответа не получено. 2. Каким образом Госстандарт предполагает применение арбитраж-ных методов контроля, только при решении вопросов в спорных случаях или такой метод может использоваться на предприятии как метод контроля. Указывать эти позиции при разработке стандарта или не обязательно?  Вопрос директору РУП «Бел ГИМ» Н.А.Жагоре о маркировке соков с мякотью: 1. Просим дать разъяснение по применению п.4.1. СТБ 8019-2002 при маркировке соков с мякотью. В каких единицах массы или объема должно указываться но-минальное количество фасованного в тару сока с мякотью? Если на этикетке необходимо маркировать номинальное количество в единицах объема, то по какой методике должен производиться пе-рерасчет объемных значений в весовые? В случае соков осветленных и неосветленных применяется следующая формула; m=v•p, где m – номинальная масса,(г или кг); v – номинальный объем, (мл или л); p – плотность продукта, (кг/л или г/мл). Плотность, в свою очередь, рассчитывается через относи-тельную плотность продукта при 200 С по отношению к плотности воды при температуре 200 С. Определение плотности пикнометрическим методом ГОСТ 29030-91 предполагает предварительное извлечение из жидкости мякоти и не может дать объективные соотношения между массой и объемом в соках, содержащих мякоть. При непосредственном измерении соотношения между мас-сой и объемом сока с мякотью с массовой долей растворимых су-хих веществ 11,5% и массовой долей мякоти 23% фактическое со-отношение составило 1,03947, табличное значение – 1,0463. При маркировке на этикетках номинального количества в единицах объема, при одном и том же значении растворимых су-хих веществ, погрешность в учете будет разной, в зависимости от массовой доли мякоти и размера ее частиц. В связи с тем, что рецептурная закладка компонентов всегда осуществляется в единицах массы, и учет продукции производит-ся в условных банках, за единицу которой принимается банка с массой нетто 400 грамм, возникает необходимость перехода от маркируемых объемных единиц к весовым, а это, в свою очередь, ведет к искажению учетности продукции и сырья в производстве. Кроме этого, контроль количества продукта на стадии наполнения удобнее производить в единицах массы, так как, объем продукта является величиной переменной и зависит на этой стадии от темпе-ратуры расфасовки и количества мякоти. При маркировке количества продукта в единицах массы сни-мает все проблемы, связанные с перерасчетом объемных величин в весовые.  Вопросы начальнику управления технического нормирования и стандартизации Госстандарта И.В. Николаевой: 1. Госстандарт дает разрешение отдельным предприятиям на отсту-пление от стандарта в каких-то определенных позициях по тем или иным причинам. Эти позиции не всегда согласовываются с разра-ботчиком. Хотелось бы, чтобы эти вопросы доходили оперативно к разработчику для анализа, накопления и, возможно, последующего включения в стандарт. Предполагает ли Госстандарт такую связь? 2. При гармонизации стандартов, разработчику хотелось бы полу-чать не замечание об отсутствии справки по гармонизации, а указа-ние конкретных директив, их разделов, пунктов или международ-ных стандартов, с которыми необходимо или рекомендуется гармо-низировать в той или иной части разрабатываемый ТНПА 3. Предусматривается ли при разработке Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промыш-ленная и сельскохозяйственная продукция», вводимого с 1 января 2009 года, учитывать термины и определения, классификационные группировки, действующих стандартов СТБ 1747-2007 «Продукты убоя скота. Термины и определения» и СТБ «Производство мясных продуктов. Термины и определения» (вводимого 01.07.2008 г.). На-пример, мясной или мясосодержащий продукт (колбаса), СТБ 1744-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и опреде-ления», СТБ 1748-2007 «Продукты маслоделия и сыроделия. Тер-мины и определения».  Вопросы директору Белорусского государственного института стандартизации и сертификации Н.А. Кусакину: 1. Предусматривается ли организация централизованных переводов стандартов Комиссии Кодекса Алиментариус 2. После введения в действие терминологических стандартов какие сроки предоставляются разработчикам ТНПА на приведение в со-ответствие своих документов, в каком порядке это решается
РУП Научно-практический Центр Национальной Академии Наук по продовольствию - Минск
КУСАКИН Николай Алексеевич:  Для вновь разрабатываемых ТНПА требования терминологических стандартов обязательны, для действующих ТНПА-по мере их пересмотра.

НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Указание в маркировке потребительской тары условий хранения пищевых продуктов в герметичной упаковке после ее вскрытия продиктовано временем. Во избежание возможных обоснованных претензий со стороны потребителей в части отсутствия всякой информации о способах дальнейшего хранения таких продуктов и предупреждения нанесения вреда его здоровью при использовании их в пищу, изготовитель, должен быть заинтересован в установлении температурных, временных и др. условий хранения таких пищевых продуктов. Изготовитель имеет право устанавливать для пищевых продуктов в герметичной упаковке после ее вскрытия минимальные сроки хранения при определенных условиях хранения в рамках сроков годности на данный продукт, установленных в ТНПА. Госстандарт обеспечивает представительность информации в фонде, ее актуализацию и доступность. Анализ, целесообразность введения в республике тех или иных требований (международных) забота разработчика. ОКРБ 007-2007 гармонизирован с Европейским классификатором продукции и классификатором продукции СНГ В тех случаях, когда группировки классификаторов очень узкие и включают в себя наименование продукции, тогда обязательно учитываются термины действующих стандартов. Нам казалось, что такая связь существует. Поскольку по принципиальным техническим вопросам Госстандарт в обязательном порядке запрашиваем мнение разработчиков стандарта. Если же речь идет о временно сложившейся ситуации, связанной с экономическим благополучием предприятия или др. опять же временными проблемами Госстандарт принимает решение самостоятельно. Кроме того, все вопросы, связанные с применением стандартов, с предложениями по их улучшению публикуются на страницах нашего журнала «Стандартизации». Разработка стандарта силами ТК – это тоже «голос» всех заинтересованных т.е. тех, кто применяется (будет применять) стандарт.

В соответствии с РД РБ 02260.01.10.026-2002 "Реестр отраслевых нормативных документов по стандартизации в области изготовления составных частей технологического оборудования для производства химической и нефтехимической продукции" срок действия ОСТ заканчивается в 2007 году. При отсутствии заменяющих документов появляется "черная дыра" в информационно-правовом поле деятельности предприяия касательно стандартизации. Возможно ли установление срока действия таких документов "до замены новыми" и планируется ли взаимодействие с Россией по этому вопросу? Учитывая существующий в России научный потенциал, а также то, что многие документы там уже разработаны, может ли Беларусь принять их (российские документы) в качестве государственных?
Ложкина Елена Ивановна - г. Гродно
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Реестр отраслевых нормтаивных документов по стандартизации утверждается министреством, концерном и согласовывается Госстандартом. Министерство вправе в своем реестре продлить срок действия документа, либо решить, что с ним делать, до замены новым. Стандарты Российской Федерации активно применяются в Респубилке Беларусь путем введения в качестве государственных стандартов -- СТБ ГОСТ Р . Предложения по внедрению, пересмотру нормативных документов министерство, предприятие, организация могут направлять в Госстандарт для включения в План государственной стандартизации.

Уважаемый Николай Алексеевич! Поясните, пожалуйста. При изучении на предприятии требований СТБ ИСО /ТУ 16949-2006 "Система менеджмента качества. Частные требования по применению ИСО 9001:2000 для автопроизводителей и их поставщиков" необходимо иметь "Руководство IATF по применению ИСО/ТУ 16949- документ, содержащий рекомендуемую для предприятия автомобильной промышленности практику, примеры, иллюстрации и разъяснения, обеспечивающие помощь при применении настоящего стандарта. В какие наиболее короткие сроки можно получить электронную версию Руководства IATF и где?
Галай Таисия Викторовна - Гомель
КУСАКИН Николай Алексеевич:  БелГИСС имеет электронную версию Руководства IATF. Данный документ получен в компании «Интерсертифика» (перевод осуществлен для учебных целей указанных компаний и размещен на их сайте).

Уважаемый Николай Алексеевич! Поясните, пожалйста. Согласно требований СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 п.4.14 Внутренние аудиты проводятся обученными и квалифицированными сотрудниками, независимыми от деятельности, в отношении которой проводят аудит. Могут ли специалисты отдела технического контроля, имеющие разграничение в должностных обязанностях, проводить внутренний аудит своей деятельности в соответствии с требованиями СТБ ИСО/МЭК 17025-2007?
Галай Таисия Викторовна - Гомель
КУСАКИН Николай Алексеевич:  В соответствии с СТБ ИСО 19011 ( раздел 4) аудиторы должны быть независимы от своей деятельности, поэтому проведение внутреннего аудита своей деятельности является неправомочным

ОАО "ГОРИЗОНТ" при постановке на производство новой продукции (модернизированной и модифицированной) образцы изготавливает по технологии и на оборудовании серийного производства, т.о совмещая квалификационные и приемочные испытания. На основании одних и тех же протоколов совмещенных испытаний нам оформляют два сертификата по схеме 1 (на образцы) и по схеме 3а(или 6а) - на серийную продукцию. Платить предприятию также приходится дважды - за два сертификата соответствия, учитывая большую номенклатуру осваиваемой нами продукции - сумма платежей для сертификации образцов становится значительной. Так вот просим объяснить целесообразность сертификации продукции по схеме 1 в случае, когда квалификационные и приемочные испытания совмещены (освоение новых моделей прошло в условиях и по технологии серийного производства). Как пожелание - внести уточнение в СТБ 972-2000 в этом вопросе. Спасибо.
Кулакович Оксана Николаевна, нач. управления ОАО "ГОРИЗОНТ" - г. Минск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  Обязательная сертификация опытного образца осуществляется во исполнение Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2006 г. № 1102. ТКП 5.102.-2004 и СТБ 972-2000 предусмотрена возможность совмещения приемочных и квалификационных испытаний. В ближайшее время будет внесено уточнение в ТКП 5.1.02 и СТБ 972 в части возможности совмещения сертификации опытного образца и серийного производства.

С 01.07.2008 Госстандартом планируется отмена: - РСТ Беларуси 909-91 «Ткани хлопчатобумажные упаковочные суровые. Общие технические условия» - РСТ Беларуси 916-92 «Рукавицы и перчатки хозяйственные. Общие технические условия» Будет ли разрабатываться ТНПА Госстандартом на замену данных документов или специалистам предприятия необходимо разрабатывать ТУ на данные виды продукции?
Шоломицкая Г.В. - Республиканское унитарное предприятие «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение»
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 № 108рп применяемые на территории Республики Беларусь нормативные правовые акты СССР и БССР должны быть заменены нормативными правовыми актами государственных органов (организаций) Республики Беларусь. Заменяющими ТНПА могут быть ТУ РБ, разрабатываемые специалистами предприятий, либо, как временная мера, разработка технических описаний с указанием остальных требований в договорах поставки

Какие организации занимаются внедрением системы управления охраной труда и стоимость этой услуги для предприятия с персоналом в кол-ве 1100 чел.
Хамицевич Г.В. - г. Солигорск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  Внедрение системы управления охраной труда осуществляется самой организацией. Методическую помощь по созданию систем управления охраной труда осуществляют следующие организации: БелГИСС, БелГИМ, РИВШ, центры стандартизации, метрологии и сертификации: Брестский, Витебский, Гомельский, Гродненский, Могилевский, Молодечненский, ОАО «Оргстрой», «Стройтехнорм», ТООТ, Центр охраны труда и промышленной безопасности. Ориентировочная стоимость работ по оказанию методической помощи для предприятия с количеством 1100 человек 10-15 миллионов белорусских рублей в зависимости от структуры предприятия, наличия филиалов и других факторов.

Просим пересмотреть процедуру переоформления сертификата соответствия РБ на сертификат в системе ГОСТ Р и дать полномочия на это не только БелГИМ, но и областным органам по сертификации. Это упростит процедуру и значительно съэкономит средства и время производителя.
Оленская Татьяна Викторолвна - г.Витебск
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Процедуру переоформления сертификата соответствия системы ГОСТ Р на белорусский сертификат пересматривать нет необходимости. Белорусский сертификат выдается путем переоформления. Ряд организаций (БелГИМ, БелГИСС, институт сертификации и испытаний в строительстве) аккредитованы в системе ГОСТ Р на определенные виды продукции. Любой областной орган по сертификации может быть аккредитован в системе ГОСТ Р по той области, на которую он заявится. Госстандарт может оказать консультацию по данному вопросу.

Разъясните порядок сертификации и регистрации изделия, которое состоит из нескольких составных частей, на каждое из которых имеется сертификат соответствия, а на изделия в целом нет нормативного документа в РБ в отличии от других стран СНГ, и само изделие в целом не подлежит обязательной сертификации в РБ. Имеется ли в РБ нормативный документ, регламентирующий порядок сертификации и регистрации изделия в странах СНГ
ЗАО "Пожтехника" - Витебск
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Если в "Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, полежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь" данная продукция не включена, то необходимости в проведении сертификации нет. На те составные части, которые имеются в названном Перечне и подлежат сертификации, на них методом признания оформляется сертификат соответствия Республики Беларусь при предоставлении сертификата стран СНГ. Системы сертификации, которые действуют в странах СНГ, находятся в БелГИСС, где можно получить консультатцю по интересующим вас вопросам. Здесь же находится Бюро по стандартам МГС (г. Минск, ул. Мележа, 3), в котором имеются все зарегистрированные в странах СНГ документы по сертификации.

На предприятии функционируют 3 системы менеджмента качества: СМК, НАССР,СУОС, разрабатывается СУОТ. Для уменьшения количества внутренних документов разработан единый интегрированный документ- стандарт организации «Внутренний аудит системы менеджмента» в соответствии с требованиями СТБ ИСО 19011-2003 «Руководящий документ по аудиту СМК и/или систем экологического менеджмента». В праве ли организация сама выбирать универсальные формы записей общие для всех систем (план аудита, программу аудита, контрольный лист, отчет по аудиту) или необходимо придерживаться разных по всем систем форм в соответствии с : - ТКП 5.1.04-2004 «Национальная система подтверждения соответствия РБ. Порядок сертификации СМК. Основные положения»; - ТКП 5.2.19-2005 «Национальная система подтверждения соответствия РБ. Порядок сертификации систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе анализа рисков и критических контрольных точек». - ТКП 5.1.12-2006 «Национальная система подтверждения соответствия РБ. Порядок сертификации СУОТ». При проведении внутреннего аудита системы качества НАССР является ли обязательной записью - опросный лист?
РУП "Гомельский ликеро-водочный завод" ведущий инженер по системе Качества Сопот Л.П, - г. Гомель
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Организация вправе сама выбирать универсальные формы записей для всех систем менеджмента так, как удобно предприятию. Соблюдать необходимо самое главное требование -- записи о несоответствиях должны документирвоаться и по ним должны приниматься корректирующие действия. При проведении внутреннего аудита системы НАССР опросный лист обязательной записью не является.

Согласно СТБ 1100-2007 запрещается нанесение даты изготовления и срока годности (хранения) в виде просечки, тиснения. В настоящее время на предприятии эксплуатируется 3 упаковочных автомата, которые наносят дату изготовления на пакет методом тиснения с применением кодировочной ленты (пленка полиэфирная пигментированная с лаковым покрытием, фольга для горячего тиснения) или красящего ролика. Наносимая инфорнмация при этом хорошо видима и читаема (тиснение с краской). Просим дать разъяснения, соответствует ли вышеуказанный способ нанесения даты изготовления установленным СТБ 1100-2007 требованиям?
Василевская Оксана Михайловна - Витебск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Конкретные образцы этикеток (упаковок) необходимо представить в Госстандарт и только после этого можно будет получить заключение на поставленный Вами вопрос.

Согласно ИУ ТНПА 6-2005 дата введения государственного стандарта СТБ 8015-2004 “Система обеспечения единства измерений Республики Беларусь. Оборудование испытательное Порядок проведения метрологического контроля” перенесена с 01.07.2005 на 01.01.2006. Просим сообщить когда данный стандарт будет издан и с какой датой введения. Бюро стандартизации РУП завод “Могилевлифтмаш” Грекова Екатерина Сергеевна
Грекова Е.С, - Могилев
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Приносим извинения за предоставленные неудобства. Но из-за неснятых разногласий стандарт на может быть издан. Скорее всего предстоит разработка нового документа в рамках нового Закона РБ «Об обеспечении единства измерений»

Будут ли разрабатываться СТБ на молоко с добавками (витаминный премикс, лактулоза, йодис)? Является ли ошибкой, если в маркировке указывать дату изготовления и фразу "продукт годен, например, четверо суток от даты изготовления"? В CТБ на молоко питьевое сроки годности всего 36 часов, а в ТУ на изготавляемое молоко в пленку четверо суток, в Пюр-Пак пять суток. Как быть ?
Вакулич С.Н. - г.Пинск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  1. План разработки государственных стандартов после его утверждения размещается на сайте Госстандарта www.gosstandart.gov.by. Проект плана также размещается в сети Интернет для всеобщего рассмотрения и заинтересованные могут дать соответствующие предложения. Необходимо также помнить, что стоимость разработки стандарта - 10 млн. бел. руб. 2. Да, является ошибкой. 3. Получить подтверждение в Минздраве (по упрощенной схеме), включить сроки в технологическую документацию.

1 вопрос: Предприятием получен сертификат соответствия на партию соусов по СТБ1000 (соус изготовлен из свежих томатов). Действие сертификата заканчивается. Будет ли продляться срок его действия до окончания срока годности продукта? 2 вопрос: Необходимо ли продлять срок действия сертификата на партию любой продукции, если остатки таковой имеются только в торговой сети?
Шило Оля - Витебск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  1. Срок действия сертификата на партию продукции продлевается на остатки партии до окончания срока годности продукта. Для продления срока действия сертификата на партию продукции, которая не реализована полностью до окончания срока действия сертификата, заявитель за две недели до окончания срока действия сертификата направляет в орган по сертификации продукции, выдавший сертификат, письмо о продлении срока действия сертификата с указанием точного количества нереализиванной продукции, оставшейся на момент отправки письма, сроков годности (хранения продукции). 2. Если остатки продукции имеются только в торговой сети, заявку на продление срока действия сертификата может подавать торговая организация, в которой имеются остатки нереализованной продукции. (п.7.3, 7.4 ТКП 5.2.01-2005)

Здравствуйте.Скажите,пожалуйста, подлежит ли обязательной сертификации станок,оснащенный электродвигателем для земляных работ (углубления в земле под сваи,опоры,столбы,скважины) собственного производства.
Метлицкий Дмитрий Геннадьевич - Минск
ПАЩЕНКО Татьяна Николаевна:  Нет, не подлежит.

Будет ли неправильным наименование продукта Сырок?
Вакулич С.Н. ОАО "Пинский молочный комбинат" - г.Пинск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  В соответствии с требованиями СТБ 1744-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения» (термин 2.1.25) наименование продукта может быть «сырок», при условии его соответствия установленным в термине требованиям.

Необходимо ли согласование с Главным ветеринарным управлением разрабатываемых рецептур на заменители цельного молока для животных?
Маркович А.И. - г.Пинск
КУСАКИН Николай Алексеевич:  При разработке, согласовании и утверждении рецептур необходимо руководствоваться СТБ 1450-2004 «Технологическая документация. Рецептура. Порядок разработки, согласования и утверждения»

В связи с введением СТБ на кефир не отменятся ли действие ТУРБ "Продукт кисломолочный "Биолюкс- кефир"? (т.е. в названии присутствуют слова продукт и кефир).
Лотыш Н.С. - г.Пинск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Требования СТБ 970-2007 «Кефир. Общие технические условия» не распространяются на другие кисломолочные продукты, в том числе биопродукты. Однако, в соответствии с требованиями СТБ 1744-2007 «Молоко и продукты переработки молока. Термины и определения» Ваш продукт может иметь наименования: биокефир, продукт кисломолочный. Вам необходимо извещением об изменении Вашего ТУ привести наименование и текст документа в соответствие с вышеизложенными требованиями, т.е. СТБ 1744-2007.

Просим разъяснить, почему при разработке или при внесении изменений в техническия условия на продукцию (вафельные рулетики, вафельные изделия) нельзя установить допустимое отклонение массы нетто весовой продукции, упакованной в транспортную тару (гофроящик), если в других ТНПА (СТБ 922, ГОСТ 24901, ГОСТ 14031 и т.д.) допустимое отклонение массы нетто для весовой продукции, упакованной в транспортную тару установлено.
Прохоренко Елена Эдуардовна, Василевская Оксана Михайловна - Витебск
Добрый день! Просим дать разъяснение по ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Техниеские уловия", который не предусматривает наличие продукции 2 сорта. На практике, выполняя требования ГОСТа, плитка с незначительными дефектами отсортировывается в некондиционную. Возможно ли предусмотреть в ГОСТе поправки или дополнения, которые позволят регламентировать требования к продукции более низкого сорта.
Михнюк Виталий Николаевич - Брестская обл., г.Береза
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Для решения данной проблемы возможно согласования образцов продукции более низкого качества для поставки по конкретным договорам.

Поздравляю Вас с наступающим Всемирным днем Стандартизации! Где можно ознакомится с программой качества на 2007-2010 годы?
Филонов Игорь Павлович - Гродно
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Государственная программа "Качество" на 2007-2010 годы размещена на Интернет-сайте Госстандарта (www. gosstandart.gov.by) в разделе "Качество"\Государственная программа "Качество" главного меню.

Планируется ли разработка нормативных документов по автоматизированным системам коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ)? Если да - то в какие сроки.
Любинский Антон Васильевич - Витебск
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Да, разработка запланирована, определены разработчики. Документы будут разработаны в 2008 году.

Уважаемый Госстандарт ! Вопросы. 1. Срок действия Технических Условий на опытную партию - 2 года. В обоснованных случаях решением приемочной комиссии срок действия ТУ на опытную партии может увеличен до 3-х лет. Разъясните, что является «обоснованным случаем» для решения приемочной комиссии по установлению срока действия ТУ на 3 года? 2. В новой редакции закона РБ «Об обеспечении единства измерений» нет функции субъектов хозяйствования по проведению метрологической экспертизы технической документации, а в прежней редакции закона от 1995г. эта функции была предусмотрена. Требуется ли юридическим лицам проводить метрологическую экспертизу при разработке техдокументации? 3. Будет ли в 2007г. в РБ принят ТКП 8003 «Поверка средств измерений», укажите ожидаемые сроки введения? 4. Согласно СТБ 972 (пункт 7.4.14) для приемки продукции необходимо в состав приемочной комиссии включать представителей Госстандарта. Нужно ли включать представителей Госстандарта в состав комиссии на этапе изготовления и испытания опытного образца (опытной партии) или только на этапе постановки продукции на производство (серийное производство). 5. Постановлением Совета Министров РБ №1102 (пункт 3) предусмотрено включение в состав приемочных комиссий представителей Госстандарта при производстве «новых видов продукции (электрооборудования, радиоэлектронной аппаратуры и приборов, электротехнических изделий, изделий машиностроения и т.д.) А если указанная «новая» продукция не подлежит обязательной сертификации требуется ли включать представителей Госстандарта в приемочные комиссии, или это требование распространяется на любую «новую» продукцию?
Ничипорович Д.Л. - Минск
КУСАКИН Николай Алексеевич:  "Обоснованным случаем" для решения по установлению срока действия ТУ до 3 лет может служить решение приемочной комиссии о необходимости проведения: -доработки конструкции изделия; -доработки технологического процесса; -а также длительность проведения испытаний (например, по показателям на надежность)

В соответствии с СТБ 1100 в маркировке продукции необходимо указывать в составе наименование класса пищевой добавки. В соответствии с СанПиН 13-10 пищевая добавка лимонная кислота относится к двум классам: регулятор кислотности и антиокислитель. Является ли лимонная кислота регулятором кислотности либо выполняет другие функция, если добавляется в начинку с целью придания характерного (кислого) вкуса?
Василевская Оксана Михайловна - Витебск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  В данном случае лимонная кислота используется не как пищевая добавка, а как вкусовой ингредиент для получения определенного значения органолептического показателя, т.е. вкуса.

Достаточно ли при реализации рыбы мороженной наличия удостоверения качества российского изготовителя, в котором подтверждается соответствие продукции требованиям российских ТНПА
Полищук Н.А. - Брест
КУСАКИН Николай Алексеевич:  В Республике Беларусь рыба мороженная не подлежит обязательной сертификации

Разрешит ли Госстандарт сканирование текстов ТНПА, приобретенных на договорной основе в БелГИСС с последующим размещением в сети предприятия для обеспечения удобства пользователей?
Ложкина Елена Ивановна - г. Гродно
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Да, приобретенный учтенный экземпляр ТНПА можно использовать во внутренней сети предприятия при ограничении доступа третьих лиц

В соответствии с СТБ 8019 степень заполнения упаковочной единицы продукции должна составлять не менее 70%. Существует ли утвержденная методика по определению степени заполнения упаковочной единицы, разработанная специально для объемного продукта - сухих завтраков (хлопья, шарики, звездочки, колечки кукурузные, подушечки из смеси зерновых)?
Василевская Оксана Михайловна - Витебск
ЖАГОРА Николай Адамович:  По вопросу методик по определению степени заполнения упаковочных единиц рекомендуем обратиться в БелГИМ по телефонам 234- 98-13, 233- 62 -63

Какие сроки рассмотрения ТНПА в БелГИСС? С момента оплаты ТНПА находится в БелГИСС 1,5 месяца.
ОАО "Витебский мясокомбинат" - Витебская область
КУСАКИН Николай Алексеевич:  Сроки рассмотрения ТНПА в БелГИСС с момента оплаты 15 календарных дней плюс один день на регистрацию

В соответствии с СТБ 1100 слова "дата изготовления" должны приводиться рядом с датой или сопровождаться указанием места нанесения даты на потребительской таре. Можно ли указать место расположение даты изготовления на потребительской таре следующими фразами: "дата изготовления указана на лицевой стороне упаковки", "дата изготовления указана на обратной стороне пакета"?
Василевская Оксана Михайловна - Витебск
НИКОЛАЕВА Ирина Васильевна:  Предварительный ответ - да, но желательно утвердить упаковку.

Относится ли к области законодательной метрологии: 1. приспособление для проверки сходимости колес КЗС-10к, применяемое в контрольно-испытательной лаборатории; 2. тарировочные ключи, применяемые для контроля параметров технологических процессов.
Сущеня Валентина Анатольевна - Гомель
КОРЕШКОВ Валерий Николаевич:  Да, относятся.



Домашняя страница Написать письмо Сделать стартовой страницей Добавить в избранное

































Информация о ТНПА,
утверждаемых Госстандартом














Национальный информационный центр по ТБТ и СФС





Научно-практический журнал "Стандартизация"
Научно-технический журнал "Метрология и приборостроение"
Научно-практический журнал "Энергоэффек-
тивность"
Другие издания




© 2001-2017 Госстандарт