Государственная символика Республики Беларусь

  ru     en     pl  
Электронная торговая площадка Торгибел





Главная  

Онлайн-конференция по вопросам деятельности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь
Ознакомление с актуальными вопросами, возникающими у юридических и физических лиц, оказание им консультационной помощи, содействие повышению открытости и доступности информации о деятельности Госстандарта для граждан и организаций.

18.10.2016 11:00 - 12:30


Уважаемый Госстандарт Республики Беларусь! Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 г. №163-З «Об обеспечении единства измерений» на территории республики применяются единицы измерений Международной системы единиц и внесистемные единицы измерений, допущенные к применению в установленном порядке. Перечень единиц измерений и внесистемных единиц установлен Техническим Регламентом ТР 2007/003/BY «Единицы измерений допущенные к применению на территории РБ». Нормы указанного закона РБ и ТР 2007/003/BY являются обязательными для всех организаций. С другой стороны, в настоящее время в сфере законодательной метрологии (осуществление торговли и расчетов между покупателем и продавцом), при расчете за потребленную (расходованную) тепловую энергию граждан в системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) применяется внесистемная единица измерений, которая противоречит вышеуказанному закону РБ и ТР 2007/003/BY – калория. В соответствии с ТР 2007/003/BY вместо «калория» для расчетов потребленного тепла и (или) подогрева воды должна применяться единица измерения «джоуль». Сложившаяся противоречивая ситуация, когда в системе ЖКХ применяется нелегальная внесистемная единица измерений (калория), приводит к коллизиям и нарушению единства измерений, а также вводит меня в заблуждение. На основании вышеизложенного, и руководствуясь статьей 20 закона №163, в части осуществления функций государственного метрологического надзора в сфере законодательной метрологии (торговля между и расчетов между, прошу Вас ответить на следующий вопрос - «Почему в системе ЖКХ при расчете с Потребителем за подогрев воды и (или) обогрев квартиры применяется внесистемная «нелегальная» единица измерений «калория», которая противоречит вышеуказанному закону РБ и ТР 2007/003/BY»?
Ничипорович Дмитрий Леонидович - Минск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В соответствии с ТР 2007/003/BY единицей измерения энергии в Республике Беларусь является «Джоуль». Применение иных единиц энергии, работы на территории Республики Беларусь не допускается, и является нарушением требований как Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений», так и ТР 2007/003/BY. Вопросы соблюдения требований вышеуказанных НПА нужно адресовать Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, которое применяет внесистемную единицу. Справочно. Кодексом об административных правонарушений Республики Беларусь не предусмотрена ответственность за применение единиц измерений, не допущенных к применению на территории страны.

Здравствуйте! У меня три вопроса. 1.Согласитесь, доступность ТНПА очень важна. Планируется ли сделать доступ к текстам ТНПА бесплатным? 2. Постановлением Госстандарта № 60 был установлен перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь Было очень удобно определить попадает ли продукция под оценку соответствия. Сейчас это постановление утратило силу. Как определить необходимо ли проведение оценки соответствия сейчас. Подскажите алгоритм действий. 3. Планируется ли введение в РБ экологической маркировки? Будет ли она обязательной или добровольной? На какую продукцию? Спасибо за ответы.
Ерофеев Александр Даниилович - г. Могилев
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  1. Предоставление доступа к текстам ТНПА осуществляется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16 июля 2007 года № 318 «О порядке доведения до всеобщего сведения технических нормативных правовых актов». Безвозмездный доступ к ТНПА обеспечивается исходя из обязательности их применения. Так, например, обязательные ТНПА – технические регламенты, технические кодексы установившейся практики государственные стандарты, на которые даны ссылки в технических регламентах, а также ТНПА, не относящиеся к области технического нормирования и стандартизации, доступны на безвозмездной основе. Данный доступ обеспечивается: - в сети Интернет на сайтах государственных органов, утвердивших ТНПА; - на сайте Национального фонда ТНПА (http://www.tnpa.by/); - в читальном зале Национального фонда ТНПА и его региональных представительств. Работы по обеспечению предоставления доступа на безвозмездной основе к ТНПА финансируются из средств республиканского бюджета. Предоставление доступа к добровольным ТНПА (техническим кодексам установившейся практики, государственным стандартам) потребует дополнительного финансирования со стороны государства, что экономически нецелесообразно. Также следует отметить, размещение большей части государственных стандартов в свободном доступе на безвозмездной основе в сети Интернет повлечет нарушение международных соглашений Республики Беларусь с международными и европейскими организациями по стандартизации, согласно которым установлены ограничения или прямые запреты на бесплатное распространение государственных стандартов, гармонизированных с международными и региональными стандартами (доля таких государственных стандартов превышает 70 %). На сегодняшний день доступность добровольных для применения ТНПА обеспечивается созданием эффективной системы комплексного информационного обеспечения, в рамках которой пользователю предоставляется возможность выбора удобной для него формы и формата получения информации, начиная от печатных изданий и заканчивая полнотекстовыми информационно-поисковыми системами. 2. В соответствии со статьей 51 раздела X Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор о ЕАЭС) единые обязательные требования устанавливаются в технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза), а национальные обязательные требования – в законодательстве государств-членов ЕАЭС только к продукции, включенной в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС (утв. Решением КТС от 28.01.2011 № 526 (в редакции Решения Совета ЕЭК от 23.11.2012 № 102)). Таким образом, с 1 января 2016 года обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь подлежат только объекты оценки соответствия, являющиеся объектом технического регулирования: - технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) – в рамках ЕАЭС; - технических регламентов Республики Беларусь – в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь). В рамках ЕАЭС в соответствии с пунктом 5 приложения № 9 к Договору о ЕАЭС аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Евразийского экономического союза требованиям, должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия ЕАЭС. С Единым реестром органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org) в разделе «Техническое регулирование»/ «Департамент технического регулирования и аккредитации»/ «Базы данных (реестры)» или на сайте Госстандарта (www.gosstandart.gov.by) в разделе «Реестры». Формы, схемы и процедуры оценки соответствия продукции, являющейся объектом технического регулирования технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), устанавливаются непосредственно в данных технических регламентах. Работы по подтверждению соответствия в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь осуществляются органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в рамках Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь. Перечень таких органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) размещен в свободном доступе на сайте БГЦА (www.bsca.by) в разделе «Реестры». Тексты технических регламентов Республики Беларусь и технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) размещены в свободном доступе на сайте Национального фонда технических нормативных правовых актов (www.tnpa.by). С текстами технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) также можно ознакомиться на сайте Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org) в разделе «Техническое регулирование»/ «Департамент технического регулирования и аккредитации»/ «Технические регламенты» или на сайте Госстандарта (www.gosstandart.gov.by) в разделе «Евразийский экономический союз»/«Принятые технические регламенты». 3. В настоящий момент Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь готовит к утверждению проект «Национальный план действий по введению принципов «зеленой» экономики в отраслях народного хозяйства Республики Беларусь». На сегодняшний день в Республике Беларусь действует 4 стандарта, устанавливающих экологические критерии к синтетическим моющим средствам, приборам холодильным, обоям и телевизорам: СТБ 1733-2007 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологические критерии к синтетическим моющим средствам» СТБ 1742-2007 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологические критерии к приборам холодильным» СТБ 1755-2007 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологические критерии к обоям» СТБ 1805-2007 «Охрана окружающей среды и природопользование. Экологические критерии к телевизорам». Согласно данным стандартам, соответствие продукции экологическим критериям должно подтверждаться при экологической сертификации продукции. Законодательные основы экологической сертификации заложены в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 26 ноября 1992 года № 1982-XII (статья 31 «Экологическая сертификация») и ТКП 5.1.15-2008 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Экологическая сертификация. Основные положения». Кроме того, в ТКП 5.1.08-2012 (03220) «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Знаки соответствия. Описание и порядок применения» установлен экологический знак соответствия для групп однородной продукции, соответствие которых установленным экологическим критериям подтверждено при экологической сертификации, т.е. речь идет об экологической маркировке типа I. Более подробная информация о типах экологической маркировки продукции содержится в следующих стандартах, действующих в Республике Беларусь: - СТБ ИСО 14020-2003 «Управление окружающей средой. Этикетки и декларации экологические. Основные принципы» - СТБ ИСО 14021-2002 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (Экологическая маркировка по типу II)» - СТБ ИСО 14024-2003 «Управление окружающей средой. Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры» Вопрос относительно добровольного или обязательного характера экологической маркировки продукции обсуждается в рамках рабочей группы по разработке проекта «Национальный план действий по введению принципов «зеленой» экономики в отраслях народного хозяйства Республики Беларусь».

Может ли поверочная лаборатория (например юридическое лицо, аккредитованное на право проведения поверки в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и не входящее в состав государственной метрологической службы) производить поверку средств измерений, которые не внесены в государственный реестр средств измерений Республики Беларусь, при условии что: – данные средства измерений входят в область аккредитации поверочной лаборатории; – на данные средства измерений имеется методика поверки, разработанная силами специалистов поверочной лаборатории (или используется методика поверки, действующая в другом государстве, например Российской Федерации); – данные средства измерений будут применяться вне сферы законодательной метрологии.
Кучерин Борис Олегович - г. Новополоцк
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Поверку средств измерений (далее – СИ) аккредитованные поверочные лаборатории (далее – АПЛ) выполняют в соответствии со своей областью аккредитации. В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» (далее – Закон) СИ, применяемые вне сферы законодательной метрологии (далее – СфЗМ), могут подвергаться поверке, калибровке либо иным способам обеспечения единства измерений. Если АПЛ занимается поверкой СИ, применяемых в последующем вне СфЗМ, то обеспечение единства этих СИ путем их поверки с помощью методик поверки, разработанных в том числе специалистами АПЛ, или методик поверки, действующих в других государствах, например, Российской Федерации, не противоречат Закону и иным законодательным актам Республики Беларусь. То что, СИ не внесены в Государственный реестр средств измерений Республики Беларусь (далее – Госреестр), в данном случае не является нарушением Закона, так как указанные СИ будут применяться вне СфЗМ, и внесение таких СИ в Госреестр не является обязательным требованием.

Какой вид обуви можно отнести к обуви облегченной конструкции (взрослая и детская)? Правомочно ли указывать на маркировке импортной обуви "туфли облегченной конструкции"? при этом, указывать в графе "ТНПА" ТР ТС 017/2011 (ТР ТС 007/2011)
Романёнок Евгения Александровна - Минск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В настоящее время на территории Республики Беларусь термины и определения, относящиеся к обуви, установлены ГОСТ 23251-83 «Обувь. Термины и определения» и СТБ 949-94 «Обувь. Термины и определения». Определения терминов «обувь облегченной конструкции» указанными выше стандартами не определено. В ГОСТ 23251-83 и СТБ 949-94 приведена классификация обуви по конструкции заготовки верха и низа, деление на обувь облегченной конструкции отсутствует. В тоже время, в зависимости от конструкции обувь может выпускаться без подкладки, основной стельки, жесткого подноска и(или) жесткого задника, что, с нашей точки зрения, позволяет отнести такую обувь к обуви облегченной конструкции. Согласно СТБ 1400-2009 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования» в информации для потребителя отечественного товара приводится обозначение ТНПА, в соответствии с которым этот товар изготовлен и может быть идентифицирован при поставке. В информации для потребителя импортируемых товаров сведения о ТНПА могут не приводится, за исключением тех случаев, когда это предусмотрено договором (контрактом). Техническим регламентами Таможенного союза ТР ТС 007?2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и ТР ТС 017?2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» установлены обязательные требования безопасности, следовательно, продукция не может изготавливаться только в соответствии с требованиями указанных выше технических регламентов, и нанесение в маркировке информации «ТР ТС 007» или «ТР ТС 017» в графе ТНПА считаем неправомерным.

В настоящее время актуальной проблемой для организации-изготовителя является отсутствие четких правил в части установления предельных сроков сертификации продукции в органе по сертификации. Например, срок регистрации декларации о соответствии, согласно Решения Коллегии ЕЭК от 09.04.2013 № 76, установлен 5 рабочих дней. С другой стороны, для сертификации продукции предельный срок выполнения работ в аккредитованном органе по сертификации не установлен, и определяется исключительно договорными условиями. Таким образом, предельные сроки выполнения сертификации продукции на соответствия ТНПА, в законодательстве отсутствуют. Это приводит к сложностям для скорейшего доступа национальной продукции на рынок ЕАЭС, и к сожалению, создает административный барьер для национального производителя (или поставщика). По моему мнению, если производитель оплачивает сертификационные услуги, то он вправе требовать от исполнителя качественно их выполнить в установленный законодательством срок. ВОПРОС - в течение какого предельного срока времени аккредитованный орган по сертификации должен провести процедуру обязательной сертификации продукции на подтверждение соответствия ТНПА ( национальных технических регламентов, технических регламентов Таможенного Союза/ЕАЭС)? Каким документом регламентирован срок выполнения сертификации продукции на соответствие ТНПА?
Ничипорович Дмитрий Леонидович - Минск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В Республике Беларусь согласно п. 23.3 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 «Об утверждении единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 2009 г. N 193 и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» административной процедурой, регулирующей максимальный срок ее осуществления в сфере сертификации, является выдача сертификата соответствия (срок осуществления составляет 10 дней). Процедура сертификации продукции не является административной процедурой и осуществляется до процедуры выдачи сертификата соответствия. Работы по сертификации продукции осуществляются аккредитованным органом по сертификации на основании договора с заявителем. Сроки проведения сертификации продукции законодательством Республики Беларусь, а также нормативно-правовой базой ЕАЭС не регламентированы. В общем случае срок осуществления процедуры сертификации продукции в аккредитованном органе по сертификации зависит от ряда факторов: - наличия (отсутствия) у заявителя на сертификацию продукции всего комплекта документов, прилагаемых к заявке на сертификацию; - необходимости проведения отбора образцов продукции для испытаний, анализа состояния производства, испытаний продукции (в зависимости от схемы сертификации продукции); - срока проведения испытаний в испытательной лаборатории (центре), который зависит от вида продукции и показателей, по которым проводятся испытания. Таким образом, срок проведения сертификации может варьироваться в зависимости от конкретной ситуации, и установить в законодательстве Республики Беларусь единый предельный срок проведения сертификации для различных видов продукции не представляется возможным.

Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться в нашей сложной ситуации. Предприятие А является производителем продукции, зарегистрированной в ГСКП, а также владельцем нескольких зарегистрированных ТУ Республики Беларусь. В настоящее время Предприятие А планирует передачу прав на продукцию и соответствующих ТУ : часть прав будет передана Предприятию В, другая часть - Предприятию С. (Предприятие В имеет свой код в ГСКП, Предприятие С - такого кода не имеет). Вопросы: 1) нужно ли перерегистрировать передаваемые ТУ и техническую документацию Предприятия А на Предприятия В и С? 2) если предприятие не имело зарегистрированной в ГСКП продукции (и соответственно ТУ), может ли оно перерегистрировать передаваемые ему обозначение (код организации - разработчика) и ТУ Предприятия А, как собственные? 3) может ли одно предприятие иметь несколько различных кодов разработчика в ГСКП? 4) может ли держателем зарегистрированного подлинника ТУ стать другое предприятие, например, посредством выпуска извещения или другим возможным способом? Большое спасибо.
Наталья - Минск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Добрый день! На Ваш вопрос сообщаем следующее. Код организации-разработчика в ГСКП (Государственной системе каталогизации продукции) не присваивается. Реестр организаций-разработчиков ведется в рамках ЕСКД (Единая система конструкторской документации). В случае передачи на основании договора комплекта документации с правом передачи прав держателя подлинников КД и ТУ никакие изменения в указанные документы не вносятся. Переданная документация используется с ранее зарегистрированным обозначением ТУ и присвоенным кодом организации- разработчика В Вашем случае передающая организация (А) письмом сообщает в БелГИСС о состоявшейся передаче (организациям В и С), указывает, какие комплекты документов (ТУ и КД), на каком основании и кому переданы. При этом, просит внести изменения в реестр организаций-разработчиков в части, касающейся кода организации-разработчика, и в ИПС «Стандарт» – в части, касающейся ТУ. Для учета изменения изготовителя продукции вместе с письмом направляются каталожные листы продукции с указанием нового изготовителя.

Добрый день. На сайте Госстандарта была размещена информация о том, что 30.08.2016 Коллегия ЕЭК одобрила проект решения Совета Комиссии "Об утверждении Правил взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений". Как долго могут приниматься новые Правила (до конца 2016 года, в 1 кв. 2017 года)? Будет ли выдаваться Единый сертификат об утверждении типа (по аналогии с Единым сертификатом о соответствии) или средства измерения можно будет размещать на рынке, например РФ, с сертификатом утверждения типа, выданным в РБ (без экспертизы документов и переоформления белорусского сертификата на российское свидетельство)? Что сэкономит ресурсы, тем более, что и методики поверки СИ часто идентичны в РФ и РБ (в соответствии с ГОСТ). Заранее, спасибо
Бенько М.А. - Минск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В соответствии с проектом Порядка утверждения типа средств измерений (далее - Порядок), одобренным Евразийской экономической комиссией (пункт 15, перечисление в)) при утверждении типа средств измерений уполномоченный орган (орган государственной власти в области обеспечения единства измерений, уполномоченный (нотифицированный) на осуществление этой деятельности в соответствии с законодательством государства-члена) оформляет сертификат об утверждении типа средств измерений по форме согласно приложению № 1 Порядка и описание типа средств измерений по форме согласно приложению № 2. Слово «Единый» сертификат об утверждении типа средств измерений в Приложении № 1 не предусмотрено, хотя по сути, таковым является. Что касается Правил взаимного признания результатов работ по обеспечению единства измерений (далее - Правила), то сроки принятия Правил определяет Евразийская экономическая комиссия. Размещение средств измерений, произведенных в Республике Беларусь, например, на рынке Российской Федерации, возможно только в соответствии с требованиями Правил, которыми предусмотрены работы по рассмотрению (для признания результатов работ по утверждению типа средств измерений): сертификата об утверждении типа средств измерений, описания типа средств измерений, методики поверки и эксплуатационных документов.

На маркировке товара указан адрес изготовителя, но он не соответствует адресу, указанному в декларации/сертификате соответствия на товар, т. к. в период действия декларации/сертификата соответствия изготовитель (он же заявитель) изменил адрес и в маркировке указан новый адрес изготовителя. Допустимо реализовать такой товар или необходимо требовать у изготовителя новые документы, подтверждающие качество товара?
Пашкевич Анна Александровна - Брестский
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Информация на маркировке товара и внесенная в декларацию о соответствии/сертификат соответствия в части указания адреса изготовителя товара должна быть идентичной.

Здравствуйте. Подскажите необходимо ли получать аккредитацию для организации занимающейся монтажом внутренних газопроводов, для выдачи актов обследования дымоходов и вентканалов, имеющей в штате специалиста с удостоверением о прохождении обучения " Правил приемки, контроля и эксплуатации дымоходов от газовых приборов, печей и котлов, а также вентиляционных каналов газифицированных помещений". Спасибо.
Специалист монтажной организации - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  1. Работы в строительстве по монтажу внутренних инженерных систем сооружений, к которым относятся и системы внутреннего газоснабжения и системы вентиляции и кондиционирования, включены пунктом 30 в «Перечень строительных материалов и изделий (независимо от страны происхождения), работ в строительстве, подлежащих подтверждению соответствия существенным требованиям безопасности технического регламента Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/ВY) (утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2009 №1748, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 03.09.2015 №744). Таким образом, контроль качества работ по монтажу систем внутреннего газоснабжения, систем вентиляции и кондиционирования зданий и сооружений по ТКП 45-1.03-85-2007 «Внутренние инженерные системы зданий и сооружений. Правила монтажа», СНБ 4.02.01-03 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха», СТБ 2039-2010 «Строительство. Монтаж систем внутреннего газоснабжения зданий и сооружений. Контроль качества работ», СТБ 2021-2009 «Строительство. Монтаж систем вентиляции и кондиционирования воздуха зданий и сооружений. Контроль качества работ» с целью подтверждения соответствия существенным требованиям безопасности ТР 2009/13/BY должны быть проведены юридическим лицом, аккредитованным на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025-2007. 2. В соответствии с п.п. 46, 47 главы 6 Правил пользования газом в быту, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.11.2007 №1539 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2016 №233) первичная и повторная (периодическая) проверки и прочистки дымовых и вентиляционных каналов в жилых и (или) нежилых помещениях проводятся специализированными организациями. Таким образом, для осуществления деятельности по проверке дымовых и вентиляционных каналов в жилых и (или) нежилых помещениях аккредитация лаборатории не требуется.

Здравствуйте! Наша организация планирует заявиться на получение аккредитации электро-технической лаборатории. В штатное расписание лаборатории входит начальник лаборатории (ИТР, полная ставка), и один электромонтер по испытаниям и измерениям (рабочий). Кроме того начальник лаборатории является еще и руководителем звена по ремонту и обслуживанию электрооборудования .В связи с этим прошу ответить на вопрос: Позволит ли существующее штатное расписание аккредитовать лабораторию. Заранее огромное спасибо.
Гибас Я. - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В соответствии с п.п.5.6.3 б) ТКП 50.10-2011 «Национальная система аккредитации Республики Беларусь. Порядок аккредитации» в структурном подразделении заявителя на аккредитацию требуется не менее двух штатных специалистов, включая руководителя на полную ставку, имеющих профессиональное образование, квалификацию и достаточный практический опыт работы в направлении заявляемой области деятельности. Совмещение должности начальника лаборатории с руководителем звена по ремонту и обслуживанию электрооборудования возможно при условии соблюдения требования п.п. 4.1.4 СТБ ИСО/МЭК 17025-2007 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», в соответствии с которым, в случае, когда лаборатория является частью организации, занимающейся деятельностью, отличной от испытаний/измерений, ответственность персонала организации, которая участвует или имеет влияние на испытательную деятельность лаборатории, должна быть четко определена в целях идентификации возможных конфликтов, интересов.

Добрый день. Выпускаемая нашим предприятием продукция производственного назначения упаковывается в процессе производства в стрейч-плёнку ( иногда в бумагу) с использованием уголков из гофрокартона. Данная упаковка служит только для защиты продукции от загрязнения и потёртости во время транспортировки. На упаковочный материал (рулоны) поставщик декларацию о соответствии не предоставляет. Вопрос: необходимо ли нам наносить на упаковку пиктограммы, символы и др. в соответствии с требованиями ТР ТС 005/2011 "О безопасности упаковки".
Чиркова - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В соответствии с ГОСТ16299-78 «Упаковывание. Термины и определения» Ваше предприятие осуществляет процесс «упаковывания, т.е. подготовку продукции к транспортированию, хранению, реализации и потреблению с применением упаковки». Требования ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» (в том числе и в части маркировки) на процесс упаковывания не распространяется.

Разъясните, является ли правомочным приостановление действия сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукции, в связи с тем, что изготовитель уведомил орган по сертификации выдавший сертификат, о том, что продукция временно не производится? Допускается ли реализация продукции изготовленной в период действия сертификата, после приостановления его действия?
Пашкевич Анна Александровна - Брестский
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Согласно п. 6.3.2 ТКП 5.1.02-2012 «Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь. Сертификация продукции. Основные положения» (www.tnpa.by) при возникновении необходимости в приостановлении действия выданного сертификата соответствия владелец сертификата соответствия (заявитель) направляет в орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, заявление с указанием причин. Вместе с заявлением предоставляются документы, являющиеся основанием для приостановления действия выданного сертификата соответствия. Приостановление действия сертификата соответствия вступает в силу с даты принятия решения органом по сертификации. В соответствии с п. 5.10.9 ТКП 5.1.02-2012 выданный в установленном порядке сертификат соответствия на продукцию серийного производства действителен для выпущенной в период действия сертификата соответствия продукции при ее реализации в течение срока годности (хранения), установленного в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Разъясните, юридическое лицо РБ покупает товар, подлежащий обязательной оценке соответствия ТР ТС, у юридического лица РФ (является изготовителем товара/импортером и уполномоченным представителем изготовителя на территории РФ); товар сопровождается документами подтверждающими соответствие товара ТР ТС. Кем в этой ситуации является юридическое лицо РБ: импортером продукции, поставщиком, продавцом? Есть ли необходимость наносить на упаковку такой продукции: адрес юридического лица РБ?
Пашкевич Анна Александровна - Брестский
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года № 90-З «О защите прав потребителей» и Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 года № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», а также требованиями технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) на конкретную продукцию. За разъяснениями по данному вопросу также рекомендуем обратиться в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (www.mintorg.gov.by).

Срок аттестата аккредитованных лабораторий - 5 лет (60 месяцев). Предельный срок периодического контроля, согласно политики БГЦА, составляет 18 месяцев. Т.е. за период срока действия аттестата нужно провести 3 периодических контроля (54 месяца), а затем в течении 6 месяцев нужна переаккредитация. Не планируется ли увеличить срок периодического контроля до 20 месяцев, что позволит за период действия аттестата проводить проверки за деятельностью лаборатории с одинаковой периодичностью?
Завалюк Н.И. - Брест. обл.
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Стандартом СТБ ISO/IEC 17011-2008 п.7.11.3b установлено, что: «интервал между оценками на месте с целью периодического контроля не должен превышать 2 года». В связи с тем, что временной период оценки от ее начала до принятия решения составляет 90 рабочих дней, (а при наличии существенных несоответствий срок их устранения, согласно ТКП 50.10, предусматривает также 90 дней), было принято такое решение.

Здравствуйте. При разработке каких ТНПА предусмотрена процедура информирования о ходе разработки ТНПА?
Сооп - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» предусмотрено информирование о ходе разработки технических регламентов Республики Беларусь, технических кодексов установившейся практики, государственных стандартов и изменений к ним. Процедура разработки иных технических нормативных правовых актов, не регулируемых Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», перечень которых приведен в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» (например, СанПиН, ветеринарные нормы и др.), устанавливается другими актами законодательства.

Здравствуйте. Подскажите, можно ли аккредитовать лабораторию, имея оборудования, которое в полном объеме взято в аренду?
Петров А.А. - Брест
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Теоретически такая возможность существует, стандарт СТБ ISO/IEC 17025 это допускает, но на практике в заявленных случаях с полностью арендуемым оборудованием лабораториям не удается предоставить доказательную базу по соблюдению необходимых требований и получить аккредитацию. Заявка на аккредитацию в случае аренды оборудования принимается, и оценка компетентности осуществляется. Положительное решение принимается при отсутствии несоответствий СТБ ISO/IEC 17025.

Добрый день! Я ИП, планирую закупать у предприятий Республики Беларусь гвозди и метизную продукцию. Затем планирую фасовать эту продукцию и поставлять на розницу. Вопрос: нужны ли какие-либо разрешения, документы на данного рода деятельность Спасибо.
Индивидуальный предприниматель - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В данном случае разрешительные документы не нужны. Упаковка и маркировка фасованной продукции должна соответствовать СТБ 8019-2002 и ТНПА на продукцию.

Добрый день. Собираюсь делать копилки из Гипса. Нужно ли мне делать ТУ? Спасибо.
Виталий - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Да, нужно.

Здравствуйте! Подлежит ли обязательной сертификации развивающие коврики для детей (мягконабивной матрац с дугами на которых крепятся погремушки). Код ТН ВЭД 6307909900 (прочие готовые изделия, включая выкройки одежды). В перечне подлежащей сертификации и декларированию ТР ТС 008 и 007 такого товара и кода нет. Какой документ необходим для ввоза и реализации в этом случае?
Оксана - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Детские развивающие коврики являются игрушками и подпадают под действие ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», который предусматривает форму подтверждения соответствия в виде сертификации. Обращаем внимание, по вопросам санитарно-гигиенического заключения, которое требуется на продукцию для детей, рекомендуем обратиться в Министерство здравоохранения Республики Беларусь.

В организации в 2012 году был установлен счётчик электрической энергии СЭТ 7007. В паспорте указан межповерочный интервал 48 месяцев. Согласно информации Государственного реестра средств измерений на "Счётчики статические активной электроэнергии... СЭТ7007" указан межповерочный интервал 96 месяцев. Необходимо ли проводить поверку указанного электросчётчика в текущем году (через 48 месяцев)? Спасибо.
Цюпа Игорь Святославович - г. Пинск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  В соответствии с материалами Госреестра межповерочный интервал для счетчиков СЭТ7007 (№ сертификата – 9765, № госреестра – РБ 03 13 3887 15, изготовитель – ОАО «Брестский электромеханический завод», Республика Беларусь) составляет 96 месяцев

Статьи 12.16 и 12.17 КОАП РБ устанавливает ответственность за «обман потребителей» и «нарушение правил торговли и оказания услуг населению» соответственно. В настоящее время тепловая энергия, в нарушение требований Закона РБ от 20.07.2007 г. №163-З «Об обеспечении единства измерений» и ТР 2007/003/BY «Единицы измерений, допущенные к применению на территории РБ», продается Покупателям (Потребителям) в нелегальных единицах «калория». Средства измерений, которые измеряют тепловую энергию в нелегальных «калориях», в «Госреестре средств измерений Республики Беларусь» также отсутствуют. ВОПРОС: Попадает ли на нарушение требований Закона РБ «Об обеспечении единства измерений» и ТР 2007/003/BY, в части продажи Потребителю тепловой энергии измеренной в нелегальных «калориях», под статьи 12.16 и 12.17 КОАП РБ?
Ничипорович Дмитрий Леонидович - Минск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Разъяснение статей 12.16 и 12.17 Кодекса об административных правонарушений Республики Беларусь не относится к компетенции Госстандарта

Добрый день, подскажите, пожалуйста необходима ли сертификация на соответствие требованиям тех. регламентов Таможенного Союза при импорте в РБ следующей продукции для оптовой торговли: нихромовой проволокой, фехралевой проволокой, вольфрамовой проволокой и термопарой, константан, алюмель, хромель, копель. Проволока не предназначена для питания электрического оборудования и обладает высоким электрическим сопротивлением и жаростойкая. Если нет, то какие-то другие сертификаты необходимы или нет? Заранее спасибо за ответ
Витник В. - Беларусь
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Обязательно ли поверять (проводить аттестацию) динамический плотномер для зондирования грунтов или же можно подтвердить метрологические характеристики протоколом измерений его параметров (веса и геометрических характеристик)?
Петров А.А. - Брест
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Если динамический плотномер для зондирования грунтов (далее – плотномер) является средовом измерений (далее – СИ) и будет применяться в СфЗМ, то он допускается к применению после поверки либо калибровки. Если плотномер не внесен в Гостреестр, то для применения в СфЗМ необходимо провести его метрологическую аттестацию, после чего требуется провести его поверку либо калибровку, по положительным результатам которых указанное СИ можно применять в СфЗМ. Если область применения плотномера не относится к СфЗМ, то в соответствии с частью 8 статьи 13 Закона Республики Беларусь «Об обеспечении единства измерений» СИ, применяемые вне СфЗМ, могут подвергаться поверке, калибровке либо иным способам обеспечения единства измерений, определенных пользователем этих СИ.

Статья 2 Закона Республики Беларусь от 05.01.2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям ТНПА в области технического нормирования и стандартизации» устанавливает, что оценка соответствия осуществляется на соответствие двух документов: технических регламентов; государственных стандартов Республики Беларусь. Другие ТНПА (например, ТКП, межгосударственные стандарты, технические условия (ТУ), стандарты организаций) в статье 2 Закона РБ от 05.01.2004 г. N 269-З, на соответствие которым проводится подтверждение соответствия, отсутствуют. ВОПРОС: может ли орган по сертификации выполнить подтверждение продукции на соответствие техническим условиям (ТУ) или межгосударственным стандартам (ГОСТ)?
Ничипорович Дмитрий Леонидович - Минск
Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь:  Рекомендуем руководствоваться Правилами подтверждения соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, утвержденными постановлением Госстандарта от 26 мая 2011 года № 23 (глава 4 «правила сертификации продукции», п. 28).



Домашняя страница Написать письмо Сделать стартовой страницей Добавить в избранное

































Информация о ТНПА,
утверждаемых Госстандартом














Национальный информационный центр по ТБТ и СФС





Научно-практический журнал "Стандартизация"
Научно-технический журнал "Метрология и приборостроение"
Научно-практический журнал "Энергоэффек-
тивность"
Другие издания




© 2001-2017 Госстандарт